суббота, 10 ноября 2012 г.


Выставка "Реальность живописи: картина в искусстве Германии 1950-2012" сейчас проходит в Государственном центре современного искусства и продлится до 16 декабря 2012 года.
Выставка проводится в рамках года Германии в России 2012/2013.

Итак, я решила посетить данную экспозицию.
К современному искусству у меня весьма скептическое отношение, но посетить очередную выставку все же интересно, потому что живя в творческом мире, необходимо быть в курсе всех течений. К тому же интересно задуматься, что сейчас движет умами новаторских художников, как прогресс повлиял на кисть, перо и творческую мысль. Что принципиально нового, но укладывающегося в рамки понятия живописи еще можно преподнести?

Выставка была посвящена послевоенному искусству западной Германии и тема войны фигурировала во многих работах. Но были и в противовес, жизнеутверждающие мотивы.




Авторы представлены совершенно разные - каждый со своим стилем и концептом.
Но что меня поразило, при всем этом многообразии впечатление выставка создавала целостное, и более того, данное современное искусство не создало у меня отвращения, как на многих других экспозициях.
Особенно интересны на выставке работы, выполненные в нетривиальных техниках, с использованием нестандартных для живописи материалов и неожиданных объектов в инсталляциях.


Некоторые работы были выполнены весьма экспрессионистично. Это часто несет за собой элементы детского примитивизма, наивности и жизнерадостности.



 Но это не лишает работ красоты и тем более глубокого смысла. Например, картина художницы Катрин Гроссе Ohne titel. 



Живо представляю её в качестве декораций на стене загородного дома - радует глаз и поднимает настроение в непринужденной обстановке. В городской же среде давление ярких красок в таких масштабах не настраивает на рабочий лад.

Другие же работы будут не так доступны детскому сознанию, ибо за занавесом полотна скрывается вполне конкретное отношение автора к современной жизни, порокам цивилизации и их влиянию на человека. Особое место занимает тема войны, владеющая умами людей в те года и не дающая забыть о себе.
Одним из авторов, непосредственно обратившийся к этой теме - Герхпрд Хеме (представлены 2 работы: Tenebrae (Мрак) и Хтоническое) -приверженец стиля Informel -послевоенного официального искусства.


Толстый слой рельефной черной краски, из которой прорывается...огненное нечто
Использование темных тонов, шероховатых неотражающих поверхностей, отсылающих к воспоминаниям о войне со всеми её тяготами и лишениями в этой картине идет на контрасте с соседней работой того же автора, более светлой и блистящей, но также выразительно передающей эти настроения. Лишь акценты расставлены на других нотах, а текст усиливает эффект обращения к зрителю и несет смысловую информацию.



Дирк Скребер отмечает пороки цивилизации и катастрофы (картины Новоднение и Автокатастрофа)и призывает к защите прав потребителя. Для усиления эффекта обращения к аудитории он использует перспективу сверху, характерную для СМИ.



Интересны работы одного из самых ведущих художников той эпохи в Германии Зигмра Польке, который экспериментировал не только с различными материалами полотна, но и с краской. Его даже называли "современным алхимиком"-  на одной из своих выставок он представил работы, которые меняли цвет в зависимости от освещения, времени суток и количества людей в зале.


Инсталляция художника Томаса Рентмара , внедрившего бытовые предметы в свои работы, кажется здесь весьма неожиданной, но также не лишена смысла - автор хотел показать связь искусства с современной жизнь. В пространстве выставочного зала неожиданно расставлены работы художника - среди картин размещены цилиндры в сковородках, как на подставках. Забавно, что они цилиндры совпадают со стенами зала по цвету и фактуре, органично вписываясь в обстановку, и не сразу понимаешь, художественная экспозиция ли это, или же функциональная часть галереи.




Отдельное место в выставке занимают работы Герхарда Рихтера, которые первым делом предстают взору посетителя при входе в зал. Его Занавес 4 (Vorhang 4) и Abstract bild не находит ничего общего с прошлой деятельностью, в которой Рихтер"переисывал"фотографичеакиеснимки,ставя под сомнение статус живописца как творца, говоря, что фотография ,-это cамая объективная и совершенная картина, независимая от стилевых пристрастий.


The presence of Pictures: German Painting: Hightlights from Six Decades.
English summary: 

Exhibition presents a whole integral exposition of German postwar painters in spite of a lot of styles, emotions, different technics and materials for expression thoughts.
There modern art is not like absurdity or pretentiousness but like desire for show new world with new technologies, goals and problema trough using new modern and unexpected technics.


1 комментарий:

  1. У меня как то нет любви к современному искусству последних лет 50ти

    В Америке оно кормится в основном в университетах и музеях, спросом у нормальной публики совершенно не пользуется. Не то, чтобы вкус у нормальной публики был очень хорош, Кинкейда они покупали много, но какой то здравый смысл присутствует

    ОтветитьУдалить