понедельник, 25 июня 2012 г.


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ



   Сегодня в Digital October прошло интересное событие для людей, сведущих и увлеченных модой: множество специалистов и знатоков своей профессии читали лекции о национальных традициях пошива одежды, о современных тенденциях использования этнических элементов в одежде и о влиянии традиций народов, населяющих Россию, на развитие современного костюма.
   К сожалению, я попала только на последнюю из них, так как в первой половине дня у меня была защита бакалаврского диплома, которая прошла, как ожидалось, отлично. Но без мыслей о том, что после защиты меня ждет эстетическое наслаждение, когда я окунусь в мир искусства. культуры и моды, кто знает, так ли бы отлично все было с дипломом и с наукой =)
   Итак, я пришла Digital October чуть раньше пяти часов, после несколькочасовой защиты, дискуссий и жуткого чувства голода (эх, как тяжело худеть в сессию: сидишь на экзаменах и думаешь о яблочке, морковке, капусте, шпинате, кефире... они представляются такими вкусными! а ты такой голодный… Но если увлечься важными целиком и полностью, и углубиться в них всеми мыслями, то думы о еде отступают в сторону, и диета кажется уже не такой мучительной).
   Но последняя лекция не дала разочароваться в этом мероприятии. Лектор из музея истории моды вещала о присутствии темы русскости и элементов русского наряда в коллекциях современных русских и зарубежных дизайнеров.

Перескажу содержание лекции, местами цитируя, а местами добавляя информацию от себя.

    Почему тема национальных мотивов стала так популярна и находит отражение даже в одежде? Потому что без истории и национальных корней не может существовать ни одного государства и общества. Очень важно копаться в своем культурном наследии. Это интересно и это нужно показывать людям; это таит знания, которые важны, но забыты нами в современную эпоху.
     Среди русских дизайнеров Денис Симачев – самый яркий популяризацатор народного костюма в современной одежде. В его женских коллекциях можно увидеть силуэты, орнаменты и даже косу, присущие русскому национальному костюму.

   Модный дом Erfe, основанный в 1924 году князем Юсуповым и его женой княгиней Романовой в Париже, активно использовал русские мотивы при создании коллекции: кокошники, узоры, шапки-мономаха. В те времена популярность дома была сравнима с популярностью дома Dior, потом на несколько десятилетий дом пришел в упадок, и только сейчас он воспрянул вновь.
     Похожие мотивы в одежде можно было проследить и в коллекции Chanel Москва-Париж 2009 года. Карл Лагерфельд пытался передать русский стиль в одежде так, как он его понимает, используя элементы исконно русского искусства и культуры. Получился весьма оригинальный микс, который может и отражает часть русского культурного наследия, но не показывает в полной мере национальный русский костюм.

   Следующий русский дизайнер, активно использующий в своих коллекицях элементы русскости, - это Алена Ахмадулина. В её работах прослеживается глубокое понимание русской культуры, русского наследия, обращения к историческим мотивам, народному фольклору, сказкам. Разнообразные орнаменты, формы и фактуры – все говорит о преверженности русскому стилю в его глубоком понимании.

Нам нужно использовать накопленный многочисленными поколениями багаж. Это поможет выдвинуть русских дизайнеров на новый уровень и показать, что современная русская мода действительно существует.
    Интересно, что одним из первых модных домов, который ввел русские элементы в свои коллекции, стал модный дом Hermes еще в 80-е годы. Это были платки в русской тематике. Есть даже ‘легенда’, что когда глава модного дома приехал в Москву посмотреть на выставку Павлопосадских платков, то он упал на колени и произнес: ”Спасибо вам, что вы это храните, и спасибо вашему народу, что могли такое создать!”
   Среди русских дизайнеров, впервые ввел русские элементы в одежду Слава Зайцев. Коллекции Зайцева, вдохновившегося русскими орнаментами и Павлопосадскими платками в отдельности, сперва могут показаться слишком яркими и алеповатыми, но при более детальном рассмотрении они оказываются восхитительными. Русскость здесь проявляется во всем своем многообразии и роскоши.

     Сейчас Павлопосадский платок является наиболее ярким примером проявления русскости в современном костюме не только в России, но и на западе. Их можно также заметить в коллекиции Kenzo осень-зима 2011.

   Вдохновение же русскими мотивами нового русского дизайнера Разумихиной находит отражение в деталях, орнаментах и сочетании цветов.