суббота, 23 августа 2014 г.

ПОЭМА ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ОТ ИСТОКОВ И ДО НИЦШЕ

Фалес философ первый был.
“Все есть вода” – он говорил.
За ним Анаксимандр жил.
Фалеса, хоть и очень чтил,
Воду не так боготворил.         
Но все ж считал, что человек
Родился из морей и рек.
И почитал он апейрон.
За ним Анаксимен потом
Первоначалом воздух взял
И все подробно описал:
Сгущение и разрежение
Ведет к различным проявлениям –
Земля, огонь или вода.
А также воздух есть душа.

А Гераклит в Эфесе жил
И там идеи генерил.
Ему людей так было жаль,
Что в слезы влил свою печаль.
Но Гераклит все ж был мудрец
И диалектики отец.
Он говорил, что “все течет”,
Огонь начало всем дает.
Душа – огонь и влага есть.
Поспорят многие с ним здесь.

Пифагорейцы дальше жили,
Число они боготворили.
Кроме числа апофеоза, 
Они - сторонники метемпсихоза.
Огонь у них - в средине мира,
Планеты же, крутясь в эфире,
Производили монотонный звук –
Рождалась музыка вокруг.

Пифагорейское понятие единого
Продолжил Демокрит, чей атом - неделимое.
Платон единое брал выше всякого существования.
Идеи – сущность бытия в Платона понимании.
Два мира есть – мир эйдосов или идей,
(Вне времени), и мир вещей.
Чтобы познать, нужно найти
Проекции идей. Лишь так духовно можно возрасти.
Три типа видит он людей,
От типа их души частей
Коль больше в ней разумной части,
Философ ты, и это счастье.
Коль эффективная преобладает,
То воин  с благородными страстями.
А если чувственная часть,
Телесный мир тебе под стать.
Но добродетель есть одна,
Которая нам всем дана,-
То мера. И к тому Сократ
Сторонников призывать был рад.
Софистов ученик сперва,
Затем их критик. Познавал себя.

И Аристотель много натворил,
Он все науки поделил.
Два разума он описал,
И космологию создал:
Подлунный и надлунный мир, -
В подлунном мире есть эфир.

А также формам гос. правленья
Дает он два подразделенья-
Монархия, полития, аристократия;
Тирания, олигархия и демократия.
Все в первых трех идет как надо, -
Ведь цель их – общее то благо.
В последних - частные лишь цели,
Не приведут к добру на деле.

Поговорим о стоиках теперь,
В мир мудрости они искали дверь.
“Коль с философией ты будешь жить,
Достоинство ты сможешь сохранить”.
“Владеть собой, бесстрастным быть,
Поступками руководить.
Ты слушай разум лишь один,
С природой словно он един.
Природа – рок, или судьба”,
Сказал Сенека нам тогда.

А социальный активизм,
Вдруг резко спал с вершины вниз.
Есть лишь отдельный человек,
Считал так Эпикур в тот век.
Цель жизни – удовольствие и счастье.
Но меры идеал к тому причастен.

Средневековая философия

Теперь не природа, а Бог
Все сущее определяет.
Идея творения – новый исток.
Умами людей теперь управляет.
Откровенья идея –
Фундамент познанья,
Креационизма ученья
Внесет пониманье.

На место дуализма двух начал
Приходит принцип монистический.
Коль раньше ты идеи и материю встречал,
Теперь начало –Бог, а все  его творенья эстетические.
Сверхбытие познать ты можешь верой,
Ключ к остальному разум есть.
Но философия античности сумела
Оставить след свой даже здесь.

У греков бытие едино, но гранично,
А остальное – хаос весь.
У христиан же Бог всевышний
Безмерного могущества творец.
Бог – высший разум, первые сказали.
К платоникам античным те близки.
Вторые волю божью представляли
В главе всего, и первым вопреки.

А сущность и существованье
Отныне различаем мы.
И чтоб того достигнуть пониманья,
Ответить на вопросы вы должны –
Есть вещь? И что она такое?
И какова? И для чего?
Последние три сущности откроют,
А первая же – бытие.

Боэций, логикой что увлекался
Дает различие понятий тех.
Термин схоластики тогда образовался
Которая взяла себе венец.

Тогда же реализм с номинализмом
Сложились как течения в умах.
Лишь общие понятия росли под реализма призмой.
Номиналисты ж видят подлинность в вещах.

Фома Аквинский – основатель теологии,
И иерархию создал он онтологии.
Четыре уровня бытийности вещей
Он выделил в теории своей.
Начало высшее  - само есть бытие,-
Боэций, Августин, Фома всё вторили свое.
В ступени первой – внешняя определенность вещи,
Потом – конечность, - causa finalis.
Третья – животные, или причина действующая,
И на четвертой дух с душой остались.

Библейская традиция  номиналистов
В контр античности и с критикой томизма.
Практический же разум, или воля,
Был у номиналистов в приоритетной доле.
Оккам гласил – “Существование идей
Идет в божественном уме после вещей”.
В ориентации на опыт здесь ключевая роль,
Экспериментаторами звать мне их позволь.

Бог имеет свободную волю,
Вот такая творца это доля.

Философия эпохи возрождения

Здесь на искусство перешла ориентация
И человека как творца себя реинкарнация.
Разносторонность – идеал то человека.
Проблема индивидуальности – проблема того века.

В античности был человек природным существом,
Познав добро,  последовать ему он был готов.
Теперь же Пико говорит-
“Сам человек себя творит”.
Свободну волю потому
Бог человеку дал тому.

Деятельность выше созерцанья
В эпохи Возрожденья знаньи.
Между наукой и фантазией
Теперь нет грани, нет однообразия.

Закрепилось понятие личности.
Природа – живое целое с силами магическими.
Принцип противоположностей совпадений
Поднес гелиоцентризму свежих веяний.
Коперник, Бруно и в начале их Кузанский-
Вселенная безгранична в космическом пространстве.

Научная философия 17 века

Фрэнсис Бэкон индуктивный метод предложил,
И говорил, что Знание – то сила.
В науке пользу он боготворил,
И верх она чтоб над природой охватила.

Был эмпиристом Бэкон, в контр ему,
Декарт рационализму дал исток,
На опыт полагался Бэкон потому,
Декарт рациональное  в познании усек.

И вновь онтологизм сполна,
И знание постигнуть объективное
Пытаются философы тогда,
Но им мешают мысли субъективные.

“Я мыслю – значит существую”, -
Сказал Декарт и был он прав.
Самосознанию он роль отвел такую,
Что пересилит то любой строптивый нрав.

Действительность – субъект или объект
Теперь предстала перед нами.
Мышленья объективнейший аспект
Теперь же правит нашими умами.

Центральной метафизики ступенью
Субстанция Декартом введена.
То вещь, в себе содержит заключенье,
И лишь сама себе она дана.

Бог – бесконечная субстанция,
Подлинное бытие,
А прочие конечные пространства,
В зависимости были  у нее.

Субстанция – сама себе причина,
Натуралист Спиноза так считал,
И Бог сливается с природой воедино.
В трудах своих он это показал.

У Лейбница субстанций множество,
Что сами по себе, звались монады.
Они едины и не протяженны,
Лишь деятельность определить их рада.

Одно из Гоббса предпочтений –
Рациональное познание всеобщности,
А ощущение – есть результат движений,
Извне, с объекта, и от человека изнутри.

И Бог здесь вновь первопричина,
А человек душой не обладает.
Но деятельность его необходима,
Она свободна, будет впредь такая.

В основе знаний, говорил эмпирик Локк,
Лежат идеи, порожденные телами.
И просветителям он этим дал исток,
Что критикуют метафизику словами:

Наш разум есть единственный критерий,
Познание с которым нам дано.
И чтобы в обществе не возникало трений
Свобода под законом все равно.

За ними вскоре материализм
Во Франции взял на себя господство,
Отверг религию и с ней идеализм.
Материи отдал он превосходство.

Та связана с движением и впредь
Является основой всех процессов.
Чтобы природу объяснить суметь
Они все четко вторили прогрессу.

Эпоха Просвещения

Дидро сказал, что чувства – клавиши,
Играет музыку на нах природа.
А философия нужна, как власть души.
Идеи Монтескьё того же рода.

Здесь общество должно идти
По тем законам, что даны в природе.
Законы позитивны, в их пути
Идем мы к политической свободе.

Но опровергнуть те затеи
Пытался Беркли, говоря:
Есть в мире души и идеи
Духовного лишь бытия.

Считает Юм, идеи происходят
Из опыта, все сводятся к простым.
Причина действия сама же не выводит,
Привычка в жизни вешает мосты.


Философия Канта

Мысли об априорных сужденьях
Не давали все Канту покой,
Многообразия ощущений
Восприятием служат порой.

Но при том есть до опыта формы,
Ощущения копятся в них.
То пространство и время. Так ровно
Кант в теорию эту проник.

Априорные формы познанья
И идеи – душа, мир и Бог
Привнесут в нашу жизнь пониманье,
Только б разум с рассудком помог.

Плюрализм чувственных восприятий
Наш рассудок подводит порой
Под единство возможных понятий,
Категорий здесь виден контроль.

А идеи есть в сущности цели,
К ним стремится познание наше,
Достигает то разум на деле,
И тогда жизнь становится краше.

И дает разум стимул рассудку
Абсолютное знанье постигнуть,
И проходят часы, даже сутки,
Но нельзя объективность достигнуть.

Вещь в себе нами не постижима,
И пытаясь раздвинуть пределы,
Как бы ни были мы одержимы,
Мы в иллюзии на самом деле.

Немецкий идеализм 19 века

История, как бытие субъекта
Нам предстает в умах идеалистов.
Искусство ловит истину так метко!
Теперь они стоят с наукой близко.

Воздвиг идеализм свободы
Нам Фихте и его ''Я есмь'',
Преодолев препятствия природы
Самопознать себя ты можешь здесь.

Мы познаем не только, когда мыслим,
А в деятельности, в практике сперва.
В сознаньи восприятия повисли,
Как акты самодеятельности Я.

И тождество объекта и субъекта –
Исходный пункт для Шеллинга к тому,
И если разумом познать выходит редко,
То, может, интуицией пойму.

Мир логичен и развивается
Он по законам мышленья.
Разум у Гегеля отождествляется
С бесчисленным миром явлений.

Законы логики – законы бытия.
Мышленье – абсолютная идея.
Формы мышления есть суть понятия.
Дух развивается в три четкие ступени.

И познают себя мышленье и наука.
Развитие – есть самопостиженье
И самосознанье духа.
И в этом видим жизни мы движенье.

К ученью о природе человека
Философ обратился Фейербах,
Идеализм не приняв того века,
Свои идеи выразил в словах:

Есть в мире независимо природа,
И человек здесь подлинный творец,
Связуя сущности понятьем рода,
Идеализму положил тогда конец.

Но дал марксизму чёткое начало,
В нем снова социален человек.
Но и других идей было не мало,
В далекий девятнадцатый тот век.

Религию здесь резко отрицали,
“Освобожденье человека, гуманизм!”-
Маркс с Энгельсом все бурно восклицали.
В работах их родился коммунизм.

Труда же устраняя отчужденье,
Так возвращают родовую жизнь.
Её свобода в сути построенья
Такого общества. Ты за него держись!

Здесь практика исходна и первична,
И человек – истории субъект,
Но коммунизм создать проблематично,
Как ни был привлекателен проект.

Из иррациональных начал,
Там, где воли влиянье огромно
Шопенгауэр свой мир получал,
Говорил остальным он нескромно,

Что практический разум – основа,
Вместе с ним – автономная воля.
Повторяет тут Канта он снова,
А своя состоит вот в чем доля:

Разум – фикция, главное – воля,
Во вселенских порывах дана.
Нет здесь разума больше контроля,
И эмоции правят сполна.

У Ницше в центре воля – та, что к власти,
Из права сильного введем добро и зло.
Свободен от моральных обязательств
Тот, кому с силой явно повезло.