четверг, 6 декабря 2012 г.

Философия в стихах 

Античная философия

Фалес философ первый был. 
Все есть вода – он говорил. 
За ним Анаксимандр жил. 
Фалеса, хоть и очень чтил, 
Воду не так боготворил. 
Но все ж считал, что человек 
Родился из морей и рек. 
И почитал он апейрон. 
За ним Анаксимен потом 
Первоначалом воздух взял 
И все подробно описал: 
Сгущение и разрежение 
Ведет к различным появлениям – 
Земля, огонь или вода. 
А также воздух есть душа. 

А Гераклит в Эфесе жил 
И там идеи генерил. 
Ему людей так было жаль, 
Что в слезы влил свою печаль. 
Но Гераклит все ж был мудрец,
И диалектики отец. 
Он говорил, что ‘все течет’, 
Огонь начало всем дает. 
Душа – огонь и влага есть. 
Поспорят многие с ним здесь. 


Пифагорейцы дальше жили, 
Число они боготворили. 
Кроме числа апофеоза, 
Они сторонники метемпсихоза. 
Огонь у них - в средине мира, 
Планеты же, крутясь в эфире, 
Производили монотонный звук – 
Рождалась музыка вокруг.

Пифагорейское понятие единого
Продолжил Демокрит, чей атом - неделимое.
Платон единое брал выше всякого существования.
Идеи – сущность бытия в Платона понимании.
Два мира есть – мир эйдосов или идей,
(Вне времени), и мир вещей.
Чтобы познать, нужно найти
Проекции идей. Лишь так духовно можно возрасти.
Три типа видит он людей,
От типа их души частей
Коль больше в ней разумной части,
Философ ты, и это счастье.
Коль эффективная преобладает,
То воин  с благородными страстями.
А если чувственная часть,
Телесный мир тебе под стать.
Но добродетель есть одна,
Которая нам всем дана,-
То мера. И к тому Сократ
Сторонников призывать был рад.
Софистов ученик сперва,
Затем из критик. Познавал себя.

И Аристотель много натворил,
Он все науки поделил.
Два разума он описал,
И космологию создал:
Подлунный и надлунный мир, -
В подлунном мире есть эфир.

А также формы гос. правленья
Он поделил на два подразделенья-
Монархия, полития, аристократия;
Тирания, олигархия и демократия.
Все в первых трех идет как надо, -
Ведь цель их – общее то благо.
В последних - частные лишь цели,
Не приведут к добру на деле.

Поговорим о стоиках теперь,
В мир мудрости они искали дверь.
“Коль с философией ты будешь жить,
Достоинство ты сможешь сохранить”.
“Владеть собой, бесстрастным быть,
Поступками руководить.
Ты слушай разум лишь один,
С природой словно он един.
Природа – рок, или судьба,
Сказал Сенека нам тогда.

А социальный активизм,
Вдруг резко спал с вершины вниз.
Есть лишь отдельный человек,
Считал так Эпикур в тот век.
Цель жизни – удовольствие и счастье.
Но меры идеал к тому причастен.

Средневековая философия

Теперь не природа, а Бог
Все сущее определяет.
Идея творения – новый исток.
Умами людей теперь управляет.
Откровенья идея –
Фундамент познанья,
Креационизма ученья
Внесет пониманье.

На место дуализма двух начал
Приходит принцип монистический.
Коль раньше ты идеи и материю встречал,
Теперь начало –Бог, а все- его творенья эстетические.
Сверхбытие познать ты можешь верой,
Ключ к остальному  - разум есть.
Но философия античности сумела
Оставить след свой даже здесь.

У греков бытие едино, но гранично,
А остальное – хаос весь.
У христиан же Бог всевышний
Безмерного могущества творец.
Бог – высший разум, первые сказали.
К платоникам античным те близки.
Вторые волю божью представляли
В главе всего, и первым вопреки.

А сущность и существованье
Отныне различаем мы.
И чтоб того достигнуть пониманья,
Ответить на вопросы вы должны –
Есть вещь? И что она такое?
И какова? И для чего?
Последние три сущности откроют,
А первая же – бытие.

Боэций, логикой что увлекался
Дает различие понятий тех.
Термин схоластики тогда образовался
Которая в те времена взяла себе венец.

Тогда же реализм с номинализмом
Сложились как течения в умах.
Лишь общие понятия росли под реализма призмой.
Номиналисты ж видят подлинность в вещах.

Фома Аквинский – основатель теологии,
И иерархию создал он онтологии.
Четыре уровня бытийности вещей
Он выделил в теории своей.
Начало высшее  - само есть бытие,-
Боэций, Августин, Фома всё вторили свое.
В ступени первой – внешняя определенность вещи,
Потом – конечность, - causa finalis.
Третья – животные, или причина действующая,
И на четвертой дух с душой остались.

Библейская традиция  номиналистов
В контр античности и с критикой томизма.
Практический же разум, или воля,
Был у номиналистов в приоритетной доле.
Оккам гласил – “Существование идей
Идет в божественном уме после вещей”.
В ориентации на опыт здесь ключевая роль,
Экспериментаторами звать мне их позволь.

Бог имеет свободную волю,
Вот такая творца это доля.

Философия эпохи возрождения

Здесь на искусство перешла ориентация
И человека как творца себя реинкарнация.
Разносторонность – идеал то человека.
Проблема индивидуальности –проблема того века.

В античности был человек природным существом,
Познав добро,  последовать ему он был готов.
Теперь же Пико говорит-
“Сам человек себя творит”.
Свободну волю потому
Бог человеку дал тому.

Деятельность выше созерцанья
В эпохи Возрожденья знаньи.
Между наукой и фантазией
Теперь нет грани, нет однообразия.

Закрепилось понятие личности.
Природа – живое целое с силами магическими.
Принцип противоположностей совпадений
Поднес гелиоцентризму свежих веяний.
Коперник, Бруно и в начале их Кузанский-
Вселенная безгранична с космическом пространстве.

Научная философия 17 века

Фрэнсис Бэкон индуктивный метод предложил,
И говорил, что Знание – то сила.
В науке пользу он боготворил,
И верх она чтоб над природой охватила.

Был эмпиристом Бэкон, в контр ему,
Декарт рационализму дал исток,
На опыт полагался Бэкон потому,
Декарт рациональное  в познании усек.

И вновь онтологизм сполна,
И знание постигнуть объективное
Пытаются философы тогда,
Но им мешают мысли субъективные.

“Я мыслю – значит существую”, -
Сказал Декарт и был он прав.
Самосознанию он роль отвел такую,
Что пересилит то любой строптивый нрав.

Действительность – субъект или объект
Теперь предстала перед нами.
Мышленья объективнейший аспект
Теперь же правит нашими умами.

Центральной метафизики ступенью
Субстанция Декартом введена.
То вещь, в себе содержит заключенье,
И лишь сама себе она дана.

Бог – бесконечная субстанция,
Подлинное бытие,
А остальное лишь конечные пространства,
В зависимости были  у нее.

Субстанция – сама себе причина,
Натуралист Спиноза так считал,
И Бог сливается с природой воедино.
В трудах своих он это показал.

У Лейбница субстанций множество,
Что сам по себе, звались монады.
Они едины и не протяженны,
Лишь деятельность определить их рада.